То о чём давно с братом мечтали, наконец-то сделали! А именно свою заправку сфер, точнее сказать, свой вариант заправки сфер.
Конечно сферы проще было передать друзьям на заправку, но это время, а у нас два XM-a. Вобщем это всё лирика, когда всё под рукой - это другое дело!!!
Авторсво идеи принадлежит брату (Сергей XM), а я типа соавтор (искал комплектующие, рылся в инете в поисках инфы и задавал глупые вопросы типа "ипанет или не ипанет")
Задача стояла следующая, довольно бюджетно решить вопрос с заправкой сфер, без сложных работ, желательно чтобы ещё можно было проверить и дозаправить на машине. В итоге - вроде все получилось!!!! Первая пара передних стоечных сфер уже откатала 600 км в испытательном режиме. Пока полёт нормальный!
Ну а теперь по порядку.
1. КЛАПАН
Долго искали решение как сделать клапан в сферу. Перебрали мульён вариантов, идей и предложений. Все сводилось к тому, что сделать это сложно и в итоге довольно дорого. Готовые варианты тоже либо были большими по размерам, либо весьма не гуманны по цене. После долгих поисков наткнулись на известный в среде холодильщиков клапан Шредера. Фактически это обычный золотник как в колесах наших авто. Единственное, для холодильщиков, судя по всему, он сделан более качественно. Эти клапана есть разных видов. Мы взяли на рынке с медной трубкой (6.35мм), якобы итальянские (от китайских отличаются более толстой медной трубокй и более качественными резинками, на вид). Цена за 1 шт - 20 грн. (Курс $1=25 грн.)
Перерыли весь инет но так и не нашли какое максимальное давление он может выдержать. Смущало, что максимальное давление в той среде где применяется этот клапан - 30 атмосфер. Далее попалась информация как такие клапана, умельцы буквально на эпоксидке вклеивают в старые советские газовые балончики для сифонов, чтобы использовать в воздушках (ружья). И давление туда фигачат аж 150 атмосфер!!! И все держит
А после инфы с одного из форумов, где ребята испытывали на давление всё что под руку попадалось, уверенности прибавилось. Вот цитата с форума
Там ещё много чего они "давили" - http://www.topguns.ru/opressovka-s-mosh ... vodom/?n=7Вчера придавил клапан Шредера. Или таки автомобильный золотник... Фиг его знает чего оно было... Корпус массивный, а внутри клапан, как в камеры колес ставят. Уплотнения черные оба были, на корпусе клапана и сам запорный элемент. Прижал до 700, не потекло. Но, поймал клина клапан, не захотел открываться от нажатия на пимпочку. Изъять удалось, при осмотре выяснилось- вдавило запорную резинку в седло. А вот при каком давлении вдавило- не зафиксировал...
Мы исходили из максимального давление в 200 атмосфер (допустим при езде по нашим дорогам), если выдержал 700, то 200 должен выдержать легко! Тем более если посчитать сечение клапана то максимальная нагрузка в пиках на него может достигать килограмм до 20-ти.
Далее пропущу неудачные опыты впаять клапан Шредера в стандартную заглушку сферы. Не получилось, очень мало тела в заглушке.
Пришлось точить новые заглушки, с более высокой "шляпкой". Сразу сделали их под ключ. В центре просерлили отверстие ~1,5мм. В шляпке просерлили отверстие под клапан и нарезали резьбу. Сорри, ещё покрасим после испытаний
На клапане отрезали медную трубку и внизу на корпусе также нарезали резьбу. Резьба нужна как дополнительное крепление клапана в заглушке. Потом все это дело залудили и прогревая горелкой посадили на олово обеспечив и прочность и герметичность.
Высота нового клапана с заглушкой и колпачком получилась ~28-29мм от корпуса сферы.
2. ЗАПРАВОЧНАЯ СТАНЦИЯ.
Далее встал вопрос, соорудить заправочный комплекс. Балон с азотом есть. Хороший манометр на 100 амосфер был приобретен на рынке за 90 грн. (нульцевый, ещё советский). Угловой переходник 1\4 для накручивания на сферу - 50 грн. 1 метр медной трубки (Ф6 мм, стенка 1 мм) - 40 грн. Ну и всякие гаечки были найдены у хламешников.
Угловой переходник который накручивается на клапан Шредера
Самой большой проблемой и дорогой кстати оказался редкутор высокого давления на балон - РВ-90
http://www.domsvarki.ua/products/produc ... rnaul.html
Ценник на него гуляет в районе $100 и ещё хрен найдешь. Нам удалоь найти новый, на OLX в районе 700 грн (если не ошибаюсь), договорились на обмен.
Вот схематическое изображение заправочной станции
А вот уже в реале
3. ИСПЫТАНИЯ
Часть соединений паяли серебром. Все собрали, закрепили и принялись за первые испытания.
В качестве испытуемых были взяты мои сферы с передка. Давление в них было 16 и 6 бар (зимой мерял). Далее все как полагается первая "радость", при отручивании заглушки все присутствующие и всё вокруг были орашены охринительным потоком зеленки под давлением . Как позже нам рассказали коллеги ситроводы которые занимаются заправкой сфер, это последствия езды на полуспущенных сферах. Да уж, как-то давно не принимал "зеленый душ" Ну ничего, теперь опыт есть!
Вторая радость наступила уже при заправке сферы. Накручивающийся переходник, который нажимает клапан негодится! В момент закручивания или откручивания теряется очень много давление 10-20 бар. Выхода было два - покупать быстросъём (от 700 грн и выше) или придумать что-то самим. Пошли по второму пути, брат придумал конструкцию, токарь выточил и все собрали. В итоге теперь сначала накручивается переходник, а потом закручивается штырёк который нажимает на клапан. В итоге потери минимальные, только тот газ, что остался в подводящей трубке-капиллярке.
Процесс заправки следующий:
а) Накручиваем переходник на сферу
б) Откручиваем вентиль на балоне.
в) Откручиваем вентиль на редукторе и выставляем необходимое нам давление (например 50-60 бар )
г) Откручиваем кран с планой регулировкой который стоит перед точным манометром и регулируем уже точно давление (например 50+5 бар)
д) Октручиваем кран на переходнике который подключен к сфере. Заправляем.
е) Закручиваем кран с плавной регулировкой, попутно наблюдая на манометре какое точное давление в сфере.
ж) Откручиваем переходник со сферы. Вуаля, заправка закончена.
Заправили обе сферы по 55 бар. Проверили на нашей сферомерке - те же 55 бар.
Далее поставили на машину. Как уже писал в начале 600 км пробежали. Через время будем снимать и делать замеры. О результатах доложу!
Спасибо что дочитали . Вопросы, конструктивная критика, предложения принимаются!