Итак, парни, отчитываюсь!
Как правильно выше написали, потек рулевой клапан ("машинка", "червяк"). Было принято волевое решение купить ремкомплект и перебрать его. А тут вдруг вспомнилось, что стоит у меня в запасах еще один 2,5td с стуканувшим мотором, а на нем ГБЦ с турбиной как-бы сняты давно
. Полез посмотреть как этот клапан с рулевой то снять. Вроде ничего сложного, да и рейка вся сухая. Помню и рулился "донор" хорошо. В общем пришла гениальная мысля перекинуть сам клапан, а потом спокойно, перебрать родной и поставить вместо снятого.
Сразу скажу поменять рулевой клапан на XM с DK5 - можно, но неудобно. Нет, правильней сказать КАПЕЦ КАК НЕУДОБНО!!!
Вся эта процедура напомнила старый анекдот про бывшего гинеколога, который обои в комнате поклеил через замочную скважину
Замена у меня заняла 4 вечера с большими перекурами! Берем в учет первый раз, и еще кое-какие нюансы. В моем случае без помощника я бы не собрал, ну об этом ниже
Ну что ж поехали!
Что понадобиться.
- Яма. Свет.
- Длинный вороток с карданчиком.
- Головка на 13
- ключ на 12 для откручивания трубок
- шестигранник (размер не помню) для открчивания 2-х болтов крепящих рулевой клапан к рейке
- Ключ на 17 - для откручивания подачи и обратки из общей гидросистемы
- Снять переднюю сферу ГА (чтобы хоть какой-то доступ был)
- Шестигранник (на 19) чтобы отпустить поджимной механизм. Я купил просто длинную гайку (убрал фаски с торца) и крутил головкой.
- Остальной инструмент по мере необходимости
- Кто не знает матерный язык - не переживайте! Уверен он передался на генном уровне и раскроется во всей красе! Причем в таких выражениях, что даже самому стыдно становиться
Процесс снятия
1. Опускаем машину в нижнее положение. Откручиваем болт для стравливания давления.
2. Отключаем и снимаем АКБ (чтобы не мешал)
3. Снимаем крышку воздушного фильтра, патрубок, сам элемент.
4. Снимаем бачок LHM. Крышку с шлангами всовываем в плотный кулек. Зеленки туда с поллитра натечет как минимум.
5. Освобождаем конец тросса газа ()
6. Откручиваем и снимаем сферу ГА
7. Раскерниваем и откручиваем на два оборота (лучше поставить метки) поджимную гайку на 19.
Получаем вот такой "шикарный" доступ в который с трудом пролазит ОДНА рука (по крайне мере моя)
Воот там видите трубочки рулевого клапана? Нам туда!
8. Далее откручиваем и вынимаем болт который крепит рулевой вал к рулевому клапану. Для этого поворачиваем руль чтобы найти удобное положение. В моем случае я повернул болт вниз и с ямы, с помощью длинного воротка с карданчиком (головка на 13) выкрутил болт. (на фото №1)
9. Откручиваем 4 трубки. На фото №2 (трубки идущие к гидроцилиндру), №3 и 4 это подача и обратка из системы.
Важно! Старайтесь при демонтаже как можно меньше их отгибать, чтобы потом их легче поставить назад!
Важно 2! На штуцере обратки сверху и снизу стоят резиновые колечки, НЕ ПОТЕРЯЙТЕ ИХ!!! А лучше новые поставить
10. Осталось открутить два болта (под шестигранник) на фото №5 (плохо видно из-за ракурса) которые крепят рулевой клапан к рейки (расположеный они на 180 градусов друг от друга),
но это нужно сделать после п.13.
11. Далее в салоне снимаем подрулевую панель и откручиваем стопорный болт на 13.
12. Отгибаем аккуратно вниз стопорные "усики" и освобождаем вал.
ВАЖНО! Рекомендую после того как освободили рулевой вал как-то зафиксировать сам руль, ну или не трогать его, чтобы потом он стоял ровно!
13. Так как вал скорей всего прикепел к к шлицам рулевого клапана, то можно с ямы, через наставку аккуратненько сбить его молотком вверх. Когда он слезет со шлицов запихиваем вал поглубже в салон, чтобы не мешал.
14. Откручиваем, как вписал в п.9 два болта которые крепят рулевой клапан и аккуратно вытаскиваем вверх. Если тоже плохо идет, аккуратно помогаем молотком через проставку.
В моем случае я просто менял рулевые клапана с одной машины 1998г. на другую начала 1995г. В процессе осмотра выянилось одно неприятное отличие. На 1995 г в рулевом клапане для подающей трубки вкручен еще переходник под трубку с гайкой, а на клапане 1998г - его нет. Там подающая трубка сделана как и обратка.
Просто перекрутить переходник мало. Под ним на 95г есть еще проточка под уплотнительное резиновое кольцо, а в 98г. проточки нет! А
Ставить без резинки не стоит - потечет. Поэтому была куплена подходящая медная шайба (1,2мм) и установлена вместо резинового кольца.
Далее пока снят клапан вытаскиваем рулевой вал с карданом, чистим, смазываем и желательно делаем какой-то "гандончик". Я использовал просто рукав с толстого полиэтилена с упаковки рулевых тяг. Сврху и снизу зажал стяжками.
Кстати, а чем смазываеют крестовины? Я залил их оруженой смазкой из балончика, а потом уже сверху синтетичкой всё обмазал. Но что-то сомнения берут
Далее вычищаем шлицы на клапане и валу, несколько раз одеваем снимаем, чтобы легко одевалось и...
... приступаем к сборке.
1. Ставим на место рулевой вал.
2. Ставим на место рулевой клапан. Аккуратно пошатывая, чтобы он попал в зубья рейки.
3. Далее пока клапан не закреплен, наживляем трубку обратки. Желательно чтобы помошник придержал клапан с ямы. Я сделал наоборот и потом целый вечер протрахался пытаясь ее наживить
Даже с психу опять вытащил клапан и проверял тот ли болт я закручиваю (типа дурак я или нет)!
4. Закручиваем два болта крепления клапана к рейке.
5.Потом закручиваем трубки от гидроцилиндра. Один с ямы их поджимает в свои гнезда, второй закручивает штуцеры.
6. Далее аналогичным образом закручиваем подающаю трубку.
7. Закручиваем на два оборота поджимное устройство и контрим его.
8. Далее вставляем в салоне рулевой вал в рулевое но не стопорим. Руль не крутим!!!
9. Сдвигаем вал в моторный отсек и там одеваем на шлицы рулевого клапана. Не забыв перед этим выставить правильно пластиковую крышку на клапане.
Если руль не сдвинули, спицы будут стоять как и до снятия!
10. Закрчиваем стопорный болт соединения рулевого вала и рулевого клапана.
11. Собираем все назад, заводим и смотрим нет ли течи!
Все!
В итоге после замены рулевого клапана, руль стал крутиться значительно легче и мягче (если так можно сказать). Закусывания пропали. Я доволен как слон!
P.S. Пока писал случайно закрыл вкладку и большая часть текста пропала. Так что пришлось писать заново, сокращенный вариант